Образ собственного тела и его динамика в онтогенезе

 

На проблематику человеческого тела ещё с древности обращали внимание философы и учёные, признавая его тесную связь с душой, а также необходимость ухода и заботы о нём. В разные исторические периоды отношение к телесности кардинально менялось, то подчёркивалась его значимость, воспевалась красота и уникальность, то полностью отрицалась физиологическая сущность человека.

Первыми заговорили о влиянии телесности на развитие сознания представители психоаналитического направления. Австрийский психолог Альфред Адлер указывал на связь образа тела с самооценкой, которая раскрывается в формирование компенсаторного поведения, направленного на устранение физической неполноценности. К вопросу телесности обращался белорусский психолог Лев Выго́тский (Вы́годский). В теории культурно-исторической концепции тело рассматривается как первое орудие в жизни человека, которое помогает познавать (отражать) окружающий мир.

В 1935 году австрийский невролог Пауль Шильдер вводит понятие «образ тела». В своей книге «Образ и внешний вид человеческого тела» он акцентирует внимание на том, что образ тела является стержневым компонентом личности. Автор описывает образ тела как телесно-психологическую «карту», то есть совокупность знаний личности о собственном теле. При этом образ тела как феномен подвижен и состоит из переживаний телесного опыта. На его трансформацию оказывают влияние возрастные биологические изменения, события, происходящие в жизни человека, его деятельность, оценки других людей. Таким образом, введённое понятие подтолкнуло исследователей к более подробному изучению телесного образа и понимаю его роли в функционировании психической жизни человека.

Прежде чем обратиться к проблеме образа тела, необходимо рассмотреть понятие «Я-концепции», поскольку образ тела является её составляющей частью. С позиции английского психолога Роберта Бёрнса, «Я-концепция» – совокупность представлений человека о себе, сопряжённая с их оценкой. Возникает Я-концепция в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой.

Согласно взглядам российского психолога Дмитрия Леонтьева образ Я формируется планомерно в течение жизни человека и находится в зависимости от множественных воздействий общества. Автор выделяет следующие стадии развития самосознания: осознание раздельности себя и мира, осознание психических свойств, осознание идентичности, формирование системы самооценок.

Дмитрий Леонтьев в качестве одного из источника формирования образа тела выделяет оценку состояния здоровья своего тела и переживание имеющейся физической неполноценности. Таким образом, можно сделать вывод, что образ тела как совокупность представлений о своём теле и внешности – это один из образов Я, введённый в когнитивный компонент Я-концепции.

Российский психолог Елена Соколова выделяет три подхода к изучению психологического феномена образа тела:

  1. Первый подход был связан с исследованиями физиологов и неврологов, направленными на изучение способности тела к передвижению и определение мозговых структур, ответственных за эти процессы. В это время вводится понятие «схема тела», которая представляет подвижную систему, формирующуюся на основе стимулов, поступающих из внешней среды, и пережитого сенсорного опыта. С помощью схемы тела человек контролирует и регулирует размещение тела в пространстве, осуществляет коррекцию движений и поз. Елена Соколова придерживается позиции, что схема тела является итогом работы анализаторных систем, а образ тела – результат психического отражения, которое либо осознанное, либо неосознанное.
  2. Дальнейшее развитие изучаемого понятия привело к пониманию образа тела как результата отражения и формирование индивидуальной картины своего физического облика на основе восприятия других людей. На данном теоретическом этапе появляется понятие «концепция тела», под которым понимается формализация известных качеств, с помощью которых человек описывает своё собственное тело. Сформировав концепцию собственного тела, человек может её вербализовать, а также изобразить с помощью художественных средств.
  3. Третий подход, который на данный момент признан современным и актуальным, рассматривает образ тела как многокомпонентную, обобщённую, взаимосвязанную структуру, включающую: восприятие, оценки, установки, представления относительно тела и внешности.

В онтогенезе в период от 9 до 15 лет происходит развитие представлений ребёнка о собственном теле. Уровень интеллектуального развития является одним из факторов, которые определяют особенности представлений ребёнка о собственном теле. Динамика представлений о собственном теле в подростковом возрасте связана с возрастными закономерностями – изменениями в когнитивной и эмоционально-мотивационной сферах, становлением самосознания.

Российский психолог Ирина Малкина-Пых отмечает три компонента, составляющих образ тела:

  1. Я-физическое функциональное – это взгляд на своё тело как носителя физиологических функций, отвечающих за функционирование тела.
  2. Я-физическое социальное – знания о теле, основанные на восприятии и оценке других людей (то, как человек выглядит, по мнению других).
  3. Я-физическое идеальное – представление человека о том, каким он должен быть, сформированное через усвоение социокультурных норм и ценностей.

Елена Соколова совместно с психологом Александром Тхостовым выделяют три статуса представлений об образе тела, которые структурно взаимосвязаны:

  1. Реальное физическое Я – знания личности о том, как она выглядит на самом деле.
  2. Зеркальное физическое Я – представления о том, как выглядит личность в глазах других людей.
  3. Идеальное физическое Я – установки личности на то, как она хотела бы выглядеть.

По мнению основателей данной классификации, у здоровой гармоничной личности выделенные три статуса должны совпадать. Однако часто этого не происходит и наблюдается расхождение между реальным и идеальным образом. Идеальное Я, как правило, формируется из установок, предложенных социумом, которые не соответствуют реальным возможностям личности.

Таким образом, неудовлетворённость внешностью или чрезмерное акцентирование внимания на реальном или мнимом физическом дефекте, преувеличение значения определённых частей тела неизбежно отражаются на образе тела и на всей Я-концепции в целом. В то же время образ тела влияет как на единичные случаи оценивания себя, так и на самоотношение, выражающееся в самопринятии, либо в самоотвержении.

Руководствуясь основными положениями культурно-исторического подхода к проблеме онтогенеза телесности, и исходя из опыта исследований, проведённых как отечественными, так и зарубежными психологами, было доказано, что развитие представлений о собственном теле подчиняется общим возрастным закономерностям, а сам процесс этого развития зависит от хода и характера культурного развития человека.

 

Виталий Кульпекша

10.12.2022

Мне важно Ваше мнение

Написать отзыв